Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осень"
Путешествие в машине времени»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Задачи:
- Продолжать расширять знания о предметах гардероба: классифицировать одежду по внешнему виду и назначению, развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение качеств (познание)
- Поддерживать интерес к постройке разнообразных сооружений; поощрять желание передавать их особенности конструктивной деятельности, предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений (познание)
- Продолжать пополнять элементарные представления об истории человечества (познание)
- Закреплять умение ориентироваться в указанном направлении (познание)
- Отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, перед, за, между, рядом (коммуникация)
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой (познание)
- Продолжать формировать умение порядкового, и обратного счета в пределах 10 (познание)
- Закреплять умение пользоваться в речи словами - понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время. (коммуникация)
- Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ по схеме, добиваться интонационной выразительности речи (коммуникация)
- Продолжать совершенствовать монологическую форму речи (коммуникация)
- Поддерживать любовь к художественной литературе, закреплять умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения (чтение художественной литературы)
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора, (чтение художественной литературы)
- Развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, поддерживать доброжелательность в общении; развивать инициативу, воспитывать умение действовать в команде (социализация)
- Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, строительный материал (социализация)
- Закреплять умение пользоваться различными приемами аппликации для создания выразительной работы (художественное творчество)
Формы организации совместной деятельности
Детская
деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Психогимнастика «От винта» : создать условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения
Пантомима «Стирка»: закрепить умение детей выполнять действия в соответствии с текстом
Игровое задание – «Постройте «Машину времени» : продолжать поддерживать интерес к постройке разнообразных сооружений;
Игровая
Продуктивная Игровое упражнение «Путаница» (какой предмет лишний) : закрепить названия предметов гардероба
Творческие игры-этюды «два сапога» и «Мое настроение»: продолжать развивать умение с помощью мимики и жетов создавать выразительные образы
Словесная игра «Скажи наоборот»: развитие мыслительной деятельности; активизация словаря.
Игра «Швея» : развитие мелкой моторики рук
Аппликация «Модный приговор»: продолжать развивать умение детей выполнять аппликацию способом обрывания
«Создание костюма будущего»: развивать творческое воображение
Познавательно-
исследовательская
Дидактическая игра «Исследователи» закрепить названия о предметах гардероба.
Дидактическая игра «Путаница»: закрепить способы классификации одежды, обуви, головных уборов.
Коммуникативная Загадывание загадок об одежде : развивать эмоциональность речи, сообразительность
Ситуативный разговор - фантазия «Из чего еще можно было бы сделать одежду? »: развивать желание придумывать что-то необычное
Составление описательного рассказа по схеме- модели: закрепить умение составлять рассказ в определенной последовательности, развивать связную речь
Изобретение «Костюма будущего»
развивать творческое воображение, умение мыслить нестандартно
Артикуляционная гимнастика : укреплять мышцы речевого аппарата, формировать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, улучшить дикцию.
Пальчиковая гимнастика: развитие мелкой моторики руки
«Я знаю 10 предметов одежды»
Словесная игра «Потерянный звук»: развитие фонематического слуха, звуко - слогового анализа слова.
Восприятие
художественной
литературы Чтение произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»: поддержать интерес к художественной литературе, продолжать развивать умение осмысливать содержание произведения. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Логика образовательной деятельности
№
п/п Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые
результаты
1 Игровое задание - «Постройте «Машину времени» (подготовка к выполнению психогимнастики)
Анализ план - схемы полета
Строительство под музыку из мягких модулей
«машину времени»
Анализ схемы полета, решение куда полетят, сначала, а куда потом. Создана мотивация для конструктивной деятельности.
Закреплено умение пользоваться планом-схемой
2 Психогимнастика:
«От винта»
Прослушивание условий психогимнастики, выполнение ее под музыку. Созданы условия для психологического раскрепощения, и сплачивания коллектива.
Сформирована мотивация к двигательной активности.
Сплотился коллектив.
3 Путешествие «В прошлое вещей»
«От винта» Прослушивание условий психогимнастики, выполнение ее под музыку. Созданы условия для психологического раскрепощения и сплачивания коллектива.
Сформирована мотивация двигательной активности.
Сплотился коллектив
4 Игровое упражнение «Путаница» - дать детям задание найти предметы-отгадки и лишний предмет. Поочередно обводят контур предмета на картинке и называют его («Я вижу кепку, это головной убор. »). Закреплены знания названий предметов гардероба, умение детей правильно строить свое предложение
5 Загадывает загадки о предметах гардероба и предлагает ответить, к чему относится отгаданный предмет :
Отгадывание загадок, называя предметы, а также к какому виду гардероба относится отгаданный предмет: одежда, обувь, головной убор. Закреплены
способы
классификации
одежды.
6 Творческие игры-этюды:
A) «Мое настроение»
Педагог предлагает выполнить задание используя речь, мимику и жесты.
cool «Мое настроение»
«Два сапога» (в раз участвуют два ребёнка) :
Педагог добавляет в игру диалог. Участие в этюдах, выполнение действий по произносимому воспитателем тексту.
Показывают, что чувствуют, если на них надеты. красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда, и т. д
Вживаются в образ. Используют мимику и жесты.
Представляют, что один из ребят - новый сапог, а другой -старый и порванный; они пошли медленной гулять после дождя, лужи холодные (может, их даже холодный пот прошиб, а может им нравится погода после дождя)
Далее «сапоги» размышляют - почему дождь -это хорошо, и как он себя в это время чувствует; а другому противоположное задание. Пополнен опыт
понимания
внутреннего
состояния
предмета.
Развито умение с помощью мимики и жестов создавать выразительные образы.
7 Чтение произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Зачитывает окончание сказки, написанное писателем, и предлагает, изменить окончание рассказа. Прослушивание произведения. Полные ответы на вопросы воспитателя .
Составление своего окончания рассказа. Закреплены имя автора, название его произведений. Усвоено содержание.
Созданы условия для развития умения мыслить нестандартно, развития фантазии и речи
8 Ситуативный разговор -фантазия «Из чего ещё можно было бы сделать одежду? »
Фантазируют о том, какой может стать одежда. Закреплено умение видеть необычное в знакомом, привычном.
9 Продуктивная деятельность «Костюм будущего» Приходят к выводу о том, что вся одежду можно сделать не только из меха, материи и кожи, и предлагает создать наряд из бросового материала.
Находят положительные стороны данного костюма. Созданы условия для развития умений создавать собственные творения.
Пополнен лексический словарь при анализе костюма прошлого - настоящего и будущего
10 Дидактическая игра «Исследователи»
Педагог предлагает с закрытыми глазами, определить на ощупь, из какого материала они сделаны и к какой категории гардероба относятся. Деление на команды, обследование предметов только с помощью чувства осязания. Созданы условия для развития осязания.
11 Словесная игра (с элементами сюжетно -ролевой игры) «Стирка» Стирают одежду для кукол, попутно совместно с воспитателем сочиняют текст под предлагаемые действия педагога Закреплено умение придумывать текст к заданным движениям.
12 Аппликация «Модный приговор»
Педагог предлагает детям побыть модельерами и составить для своей модели наряд. Воспринимают предложение воспитателя. Обсуждают, содержание, цели и пути реализации проекта. Выполняют аппликацию с помощью вырезок из модных журналов способом вырезания и обрывания бумаги.
журналов способом вырезания и обрывания бумаги. Сформирована мотивация к учебной деятельности.
13 Проведение комплекса артикуляционной гимнастики.
Выполняют действия к артикуляционной гимнастике, Сформирована мотивация к учебной деятельности.
14 Пальчиковая гимнастика.
На каждый счёт называют по одному предмету одежды, одновременно раскрывают кулак по одному пальцу. Созданы условия для развития мелкой моторики руки
15 Дидактическая игра: «Потерянный звук»
(звуковой анализ слова) Производят звуковой анализ слова «Одежда», «Обувь»
- собирают слово из отдельных букв
- определяют количество слогов
-количественный и качественный звуковой анализ слов Созданы условия для развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа слова.
16
Словесная игра: «Скажи наоборот»
Педагог бросает мяч и называет глагол, дети должны подобрать к нему глагол с противоположным значением. (зашить-порвать)
Подбирают на заданные слова воспитателя слова-антонимы.
Созданы условия для развития мыслительной деятельности
17 Сюжетно-ролевая игра «Швеи»
Педагог предлагает вжиться в роль. Вживаются в предлагаемую роль. Вставляют нитку в иголку, подбирают пуговицы и пришивают их Созданы условия для развития мелкой моторики руки
18 Рефлексия:
-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии на машине времени?
-Вам грустно от того что наше путешествие подошло к концу?
Отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после непосредственно- образовательной деятельности. Сформирована мотивация к учебной деятельности
Итоговое мероприятие: Общегрупповой показ «Показ мод» «Мисс и Мистер Оригинальность» (создание своего костюма из бросового материала)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Задачи:
- Продолжать расширять знания о предметах гардероба: классифицировать одежду по внешнему виду и назначению, развивать умение созерцать предметы, направляя внимание на более тонкое различение качеств (познание)
- Поддерживать интерес к постройке разнообразных сооружений; поощрять желание передавать их особенности конструктивной деятельности, предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений (познание)
- Продолжать пополнять элементарные представления об истории человечества (познание)
- Закреплять умение ориентироваться в указанном направлении (познание)
- Отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, перед, за, между, рядом (коммуникация)
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой (познание)
- Продолжать формировать умение порядкового, и обратного счета в пределах 10 (познание)
- Закреплять умение пользоваться в речи словами - понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время. (коммуникация)
- Продолжать развивать умение составлять описательный рассказ по схеме, добиваться интонационной выразительности речи (коммуникация)
- Продолжать совершенствовать монологическую форму речи (коммуникация)
- Поддерживать любовь к художественной литературе, закреплять умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения (чтение художественной литературы)
- Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора, (чтение художественной литературы)
- Развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, поддерживать доброжелательность в общении; развивать инициативу, воспитывать умение действовать в команде (социализация)
- Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, строительный материал (социализация)
- Закреплять умение пользоваться различными приемами аппликации для создания выразительной работы (художественное творчество)
Формы организации совместной деятельности
Детская
деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Психогимнастика «От винта» : создать условия для психологического раскрепощения и снятия физического напряжения
Пантомима «Стирка»: закрепить умение детей выполнять действия в соответствии с текстом
Игровое задание – «Постройте «Машину времени» : продолжать поддерживать интерес к постройке разнообразных сооружений;
Игровая
Продуктивная Игровое упражнение «Путаница» (какой предмет лишний) : закрепить названия предметов гардероба
Творческие игры-этюды «два сапога» и «Мое настроение»: продолжать развивать умение с помощью мимики и жетов создавать выразительные образы
Словесная игра «Скажи наоборот»: развитие мыслительной деятельности; активизация словаря.
Игра «Швея» : развитие мелкой моторики рук
Аппликация «Модный приговор»: продолжать развивать умение детей выполнять аппликацию способом обрывания
«Создание костюма будущего»: развивать творческое воображение
Познавательно-
исследовательская
Дидактическая игра «Исследователи» закрепить названия о предметах гардероба.
Дидактическая игра «Путаница»: закрепить способы классификации одежды, обуви, головных уборов.
Коммуникативная Загадывание загадок об одежде : развивать эмоциональность речи, сообразительность
Ситуативный разговор - фантазия «Из чего еще можно было бы сделать одежду? »: развивать желание придумывать что-то необычное
Составление описательного рассказа по схеме- модели: закрепить умение составлять рассказ в определенной последовательности, развивать связную речь
Изобретение «Костюма будущего»
развивать творческое воображение, умение мыслить нестандартно
Артикуляционная гимнастика : укреплять мышцы речевого аппарата, формировать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, улучшить дикцию.
Пальчиковая гимнастика: развитие мелкой моторики руки
«Я знаю 10 предметов одежды»
Словесная игра «Потерянный звук»: развитие фонематического слуха, звуко - слогового анализа слова.
Восприятие
художественной
литературы Чтение произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»: поддержать интерес к художественной литературе, продолжать развивать умение осмысливать содержание произведения. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Логика образовательной деятельности
№
п/п Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников Ожидаемые
результаты
1 Игровое задание - «Постройте «Машину времени» (подготовка к выполнению психогимнастики)
Анализ план - схемы полета
Строительство под музыку из мягких модулей
«машину времени»
Анализ схемы полета, решение куда полетят, сначала, а куда потом. Создана мотивация для конструктивной деятельности.
Закреплено умение пользоваться планом-схемой
2 Психогимнастика:
«От винта»
Прослушивание условий психогимнастики, выполнение ее под музыку. Созданы условия для психологического раскрепощения, и сплачивания коллектива.
Сформирована мотивация к двигательной активности.
Сплотился коллектив.
3 Путешествие «В прошлое вещей»
«От винта» Прослушивание условий психогимнастики, выполнение ее под музыку. Созданы условия для психологического раскрепощения и сплачивания коллектива.
Сформирована мотивация двигательной активности.
Сплотился коллектив
4 Игровое упражнение «Путаница» - дать детям задание найти предметы-отгадки и лишний предмет. Поочередно обводят контур предмета на картинке и называют его («Я вижу кепку, это головной убор. »). Закреплены знания названий предметов гардероба, умение детей правильно строить свое предложение
5 Загадывает загадки о предметах гардероба и предлагает ответить, к чему относится отгаданный предмет :
Отгадывание загадок, называя предметы, а также к какому виду гардероба относится отгаданный предмет: одежда, обувь, головной убор. Закреплены
способы
классификации
одежды.
6 Творческие игры-этюды:
A) «Мое настроение»
Педагог предлагает выполнить задание используя речь, мимику и жесты.
cool «Мое настроение»
«Два сапога» (в раз участвуют два ребёнка) :
Педагог добавляет в игру диалог. Участие в этюдах, выполнение действий по произносимому воспитателем тексту.
Показывают, что чувствуют, если на них надеты. красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда, и т. д
Вживаются в образ. Используют мимику и жесты.
Представляют, что один из ребят - новый сапог, а другой -старый и порванный; они пошли медленной гулять после дождя, лужи холодные (может, их даже холодный пот прошиб, а может им нравится погода после дождя)
Далее «сапоги» размышляют - почему дождь -это хорошо, и как он себя в это время чувствует; а другому противоположное задание. Пополнен опыт
понимания
внутреннего
состояния
предмета.
Развито умение с помощью мимики и жестов создавать выразительные образы.
7 Чтение произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Зачитывает окончание сказки, написанное писателем, и предлагает, изменить окончание рассказа. Прослушивание произведения. Полные ответы на вопросы воспитателя .
Составление своего окончания рассказа. Закреплены имя автора, название его произведений. Усвоено содержание.
Созданы условия для развития умения мыслить нестандартно, развития фантазии и речи
8 Ситуативный разговор -фантазия «Из чего ещё можно было бы сделать одежду? »
Фантазируют о том, какой может стать одежда. Закреплено умение видеть необычное в знакомом, привычном.
9 Продуктивная деятельность «Костюм будущего» Приходят к выводу о том, что вся одежду можно сделать не только из меха, материи и кожи, и предлагает создать наряд из бросового материала.
Находят положительные стороны данного костюма. Созданы условия для развития умений создавать собственные творения.
Пополнен лексический словарь при анализе костюма прошлого - настоящего и будущего
10 Дидактическая игра «Исследователи»
Педагог предлагает с закрытыми глазами, определить на ощупь, из какого материала они сделаны и к какой категории гардероба относятся. Деление на команды, обследование предметов только с помощью чувства осязания. Созданы условия для развития осязания.
11 Словесная игра (с элементами сюжетно -ролевой игры) «Стирка» Стирают одежду для кукол, попутно совместно с воспитателем сочиняют текст под предлагаемые действия педагога Закреплено умение придумывать текст к заданным движениям.
12 Аппликация «Модный приговор»
Педагог предлагает детям побыть модельерами и составить для своей модели наряд. Воспринимают предложение воспитателя. Обсуждают, содержание, цели и пути реализации проекта. Выполняют аппликацию с помощью вырезок из модных журналов способом вырезания и обрывания бумаги.
журналов способом вырезания и обрывания бумаги. Сформирована мотивация к учебной деятельности.
13 Проведение комплекса артикуляционной гимнастики.
Выполняют действия к артикуляционной гимнастике, Сформирована мотивация к учебной деятельности.
14 Пальчиковая гимнастика.
На каждый счёт называют по одному предмету одежды, одновременно раскрывают кулак по одному пальцу. Созданы условия для развития мелкой моторики руки
15 Дидактическая игра: «Потерянный звук»
(звуковой анализ слова) Производят звуковой анализ слова «Одежда», «Обувь»
- собирают слово из отдельных букв
- определяют количество слогов
-количественный и качественный звуковой анализ слов Созданы условия для развития фонематического слуха, звуко - слогового анализа слова.
16
Словесная игра: «Скажи наоборот»
Педагог бросает мяч и называет глагол, дети должны подобрать к нему глагол с противоположным значением. (зашить-порвать)
Подбирают на заданные слова воспитателя слова-антонимы.
Созданы условия для развития мыслительной деятельности
17 Сюжетно-ролевая игра «Швеи»
Педагог предлагает вжиться в роль. Вживаются в предлагаемую роль. Вставляют нитку в иголку, подбирают пуговицы и пришивают их Созданы условия для развития мелкой моторики руки
18 Рефлексия:
-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии на машине времени?
-Вам грустно от того что наше путешествие подошло к концу?
Отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении после непосредственно- образовательной деятельности. Сформирована мотивация к учебной деятельности
Итоговое мероприятие: Общегрупповой показ «Показ мод» «Мисс и Мистер Оригинальность» (создание своего костюма из бросового материала)
Просмотров: 1355 / Дата: 05.05.2024
Комментариев 0