В помощь дошкольным работникам
Main » 2015 » Январь » 8 » Конспект занятия на тему: "Сказки" в младшей группе

Конспект занятия на тему: "Сказки" в младшей группе

Цели:

· Познакомить дошкольников с устным народным творчеством последовательной сказки, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест.

· Учить пересказывать сказку вместе с взрослым.

· Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе, на поставленный педагогом вопрос, развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

· Помочь детям понять смысл сказки о взаимовыручке: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

· Помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

· Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких своими поступками. Формировать доброжелательное и уважительное отношения к сверстникам.

Оборудование: фонограмма песни «Урожай собирай» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной), муляж репки, шапочки для театра «Репка»,персонажи настольного театра «Репка».

Предварительная работа: Слушать песенку «Урожай собирай», уточнить про что она, какие овощи собирали дети; закрепить знание названий домашних животных и их детенышей; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной силой голоса (имитация голоса животных).

Интегрированные образовательные области: чтение художественной литературы, коммуникация, здоровье, социализация, физическая культура, познание (сенсорика, математические представления), музыка, художественное творчество.

Изучая основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (в том числе, 2-ой младшей группы), а именно, интеграцию областей, можно увидеть, что образовательная область чтение художественной литературы – это одна из областей, которая практически связана со всеми остальными областями. Если с помощью программы, составить цепочки взаимосвязей областей, то видно, что эта образовательная область напрямую или косвенно (через коммуникацию) связана с другими областями.

Рассмотрим интеграцию областей для младших дошкольников на примере занятия, которое прошло во 2-ой младшей группе. Приемы для данного занятия нужно было придумать, т.к. в период адаптации в нашей группе, мы часто обращались к известным сказкам (Репка, Колобок, Теремок и т.д.), но цели были другие, главная из которых, сделать так, чтобы детям было комфортно в детском саду. Но в октябре по плану 2-ой младшей группы – чтение и пересказ с помощью воспитателя сказки «Репка». И тогда встал вопрос мотивации и интеграции образовательных областей. Иначе дети, не стали бы слушать, очередной раз «Репку».

Ход занятия:

Воспитатель включает детям песенку «Урожай собирай». Под песню приходит Игрушка с книгой «Репка», которую прячет за спиной.

Игрушка: Здравствуйте, ребята! Вы сказки любите?

Дети: Да

Игрушка: Какие сказки вы знаете?

Дети: Ответы детей

Игрушка: Попробуйте отгадать мою любимую сказку.

Игрушка загадала сказку «Репка». Желательно, чтобы дети отгадывали сказку при помощи различных вопросов по сюжету сказки, а не просто старались угадать название.

Вопросы могут быть в виде загадок.

Игрушка выстраивает героев сказки, которых дети отгадали.

· Он седой и с бородой,

Очень старый и хромой.

Кто это? (Дед)

· Она - старенькая, седая, добрая и простая.

В доме с дедушкой живет.

Внучка как ее зовет? (Бабушка)

· У дедушки и бабушки девочка живет.

Как же эту девочку бабушка зовет? (Внучка)

· Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит. (Собака)

· У нее четыре лапки,

Лапки – цап-царапки.

Пара чутких ушей,

И она – гроза мышей. (Кошка)

· Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Игрушка: Правильно ребята! Моя любимая сказка «Репка». Кому еще нравится эта сказка?

Ответы детей. И конечно эта сказка нравится всем детям. Кто же захочет обидеть игрушку!

Первый этап пройден – использование игрового приема на то, чтобы возникло у ребенка внимание и интерес. Главный результат достигнут – желание прочитать книгу.

Игрушка: Если вам нравится эта сказка, то давайте вместе послушаем ее. Это народная сказка, ее придумал народ.

Дальше переходим ко второму этапу – «Погружение в текст в режиме медленного чтения». Здесь главным является образная и выразительная речь педагога, умелое использование элементов театрализации и задушевное общение. Меняя интонацию голоса, используя приемы драматизации, педагог умело погружает воспитанников в ситуацию, помогающую им почувствовать ключевую идею занятия. В этом помог настольный театр, с одновременным осмысливанием прочитанного – разыгрывание пантомимы, инсценировка.

Т.е. сказка становится основным элементом, организующим коммуникативно-деятельностный процесс.

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая показом персонажей настольного театра, и побуждает детей договаривать, имитировать движения, поощряя их активность.

И наконец, интеграция с другими образовательными областями. На данном занятии (15 минут) интеграция произошла с образовательной областью социализация и здоровье (физическое здоровье естественное состояние организма; психическое здоровье – адекватная регуляция поведения в социуме; духовно-нравственное здоровье наличие моральных принципов и норм, сознательное отношение к труду, родине, людям, культуре). На данном занятии были представлены все три направления. Так как эта сказка о взаимовыручке. Смысл: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку)

Цель интеграции: помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

Игрушка играет с детьми и просит их придумать действие к стихам!

Вот один тяну я репку

И сдвигаю табуретку:

То толкаю, то тяну.

Нет, не сдвинуть одному.

Уф, присяду, отдохну.

Игрушка предлагает вспомнить сказку. Вопросы:

· Кто посадил репку?

· Кого позвал дед?

· Кто помогал вытащить репку?

· Как тащили репку? (имитация движений)

Игра: «Отгадай, кто кого позвал?»

Игрушка: Бабка, иди репку тянуть!

Дети составляют предложение «Дед позвал бабку»

Так составляется вся сказка.

Или игра «Кого нет». Игрушка предлагает детям закрыть глаза. Убирается один персонаж сказки (дед, бабка и т. д.)
Далее, ИГРУШКА помогает сформулировать ответ – чему научила эта сказка. Т.е. применяется еще один этап в чтении художественной литературы – обсуждение прочитанного.

Игрушка: О чем эта сказка? Чему тебя научила эта сказка? (необходимо помочь ребенку сформулировать ответ, что эта сказка о взаимовыручке, о том, что нужно помогать друг другу).

Игрушка предлагает ребятам еще поиграть.

Вот один тянул я репку

И не сдвинул табуретку.

Позову на помощь маму, -

Вместе сдвинем на «Ура» мы!

Дети делают выброс правой рукой вверх с зажатым кулаком. Кричат «Ура!», улыбаются.

Т.е. в конце занятия – процесс закрепления позитивного эмоционального состояния

Игрушка: Понравилась вам ребята моя сказка? Давайте в следующий раз послушаем ваши любимые сказки, хорошо? А пока до свидания, до новых встреч.
В течение недели проводится многократное повторение в различных игровых или проблемных ситуациях процесс позитивного эмоционального состояния с физическим жестом. Эти движения можно повторять на фоне активизирующего вопроса. Например: вспомни время, когда у тебя что-то не получалось – не получалось, а потом взяло и получилось или составление рассказа по картинкам (смысл картинок: нужно помогать друг другу, не все можно сделать в одиночку), или придумывание примеров из жизни, когда нужно друг другу помогать (игрушка просит ребят рассказать об этом и нарисовать). Ребенок рисует того, кто помог ему или как он сам помог другому. Главное, что нужно серьезно отнестись к тому, что станет говорить и рисовать сам малыш.
Интеграция (в течение недели) с образовательной областью математические представления – закрепить знание понятий: один, много, немного; закрепить знание геометрической фигуры круг. Интеграция с образовательной областью художественное творчество – закрепить умение рисовать карандашами овальные и круглые предметы, умение рисовать округлую форму, передавая цвет, закрепить приемы примакивания и тычка; учить лепить округлые предметы, раскатывая пластилин между ладонями; закрепить умение наклеивать большие и маленькие предметы, свободно располагая их по всему силуэту блюда и др.

Ход работы с материалом данной темы можно представить в виде алгоритма (Онишина В.В. Живем в радости. М.: Ювента, 2013).

Знакомство с текстом сказки
Создание игрового настроения, повышающего эффективность партнерской деятельности взрослого и ребенка и запоминание материала. Например, через выполнение движений (стихотворный ряд), способствуя развитию физической составляющей здоровья.
Проживание ребенком собственных эмоций, отождествляя себя с героем сказки. Задача взрослого диагностировать эмоциональное состояние ребенка, выявляя его переживания, страхи, мотивы, т.е. определить, какая помощь требуется дошкольнику в той или иной ситуации – психическая составляющая здоровья.
Формирование и развитие духовно-нравственной составляющей здоровья. Ребенок может не знать ответы на проблемные вопросы (Чему научила тебя сказка? или Придумай примеры из жизни, когда нужно помогать друг другу и нарисуй), поэтому важно ему помочь, предлагая варианты решения, но в тоже время серьезно отнестись к тому, что станет говорить и рисовать сам ребенок – ведь эта зона его актуального развития.
Процесс закрепления позитивного эмоционального состояния, каким-либо физическим жестом. Таким образом, можно подвести ребенка к нужному психологическому состоянию (радости, интересу, ощущению своей компетентности и т. д.) УЖ ЖЕСТ ОН ЗАПОМНИТ НАДОЛГО.
Закрепление в течение недели. Создание активизирующего вопроса с повторением движения (жеста). Например, для данной сказки: «Вспомни время, когда у тебя что-то не получалось – не получалось, а потом раз и получилось» – а это очень актуально для нашей группы.

Сказка – то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

Используемая литература:

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во 2-ой младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Автор-составитель Аджи А.В. – Воронеж: ИП лаоценин С.С., 2009.
Алиева Т., Максименкова И., Уварова Г., Прохорова Н. Стихи на завтрак//Методический журнал издательского дома «Первое сентября» для педагогов детского сада. Дошкольное образование, февраль 2012.
Бабушкина Т. О щедрой радости детства//Санк-Петербург: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. 2009.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя./ А.А.Гин – 12-е изд. – М.: ВИТА_ПРЕСС, 2013.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите//Педагогика+ТРИЗ. Выпук 2: Сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования. – Минск: ПК ООО «ПолиБиг», 1997.
Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений// М.: НИИ школьных технологий, 2010.
Голицина Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подхлд.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа. Волгоград, Учитель, 2013.
Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ И РТВ в работе с дошкольниками. Москва, 2000.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Спб, Детство-Пресс, 2008.
Онишина В.В. Живем в радости. М.: Ювента, 2013.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозайка-синтез, 2010.
Орлова И. Учим малышей общаться. // Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование» – М.: Чистые пруды, 2010.
Копцева Т. Слово как источник художественного творчества// Методический журнал издательского дома «Первое сентября» для педагогов детского сада. Дошкольное образование, февраль 2012.
Дальская А. Для самых маленьких// Методический журнал издательского дома «Первое сентября» для педагогов детского сада. Дошкольное образование, октябрь 2012.
Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М.: Сфера.
Просмотров: 3772 / Дата: 05.05.2024
Комментариев 0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: