В помощь дошкольным работникам
Main » 2015 » Январь » 8 » Конспект занятия на тему: "Семья" в средней группе

Конспект занятия на тему: "Семья" в средней группе

« Моя семья»

Программное содержание: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; познакомить с понятием «семья»; закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи. Сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот.

Словарная работа: родная, семья, забота, порадовать, любимые.

Материал: кукла Машенька, изба, фланелеграф, семейные фотоальбомы, игрушки, необходимые для дидактической игры.

Предварительная работа:

1.Рассматривание картинки или фотографии с изображением цветочной клумбы. Среди многообразия цветов выделить основные части цветка.

2.рассматривание семейных фотоальбомов каждого ребёнка. Побуждение детей к рассказу о людях, с которыми они живут.

3.Рассматривание серии сюжетных картинок . Выявление родственных отношений.

Ход игры –занятия:

Что за домик здесь стоит,

А в окошке свет горит?

(ответы детей)

Этот домик непростой…

Называется избой.

-Мы постучим , тук-тук, никого?!

-Постучите погромче, ведь звоночка нет, тук-тук!

(Кто-то выглядывает из-за избы.)

-Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? (Машенька.)

-Здравствуй. Машенька! (Кукла здоровается.)

-Машенька, с кем ты живёшь в этом доме?

-Одна?!

-Машенька решила нас, ребята , проверить, сможем ли мы ответить на вопрос: «Как вы думаете, с кем живёт девочка?»

(Ответы детей, после каждого правильного ответа появляется картинка каждого члена семьи.)

-Молодцы, правильно отвечали! Машенька решила показать свой любимый цветок на лужайке возле дома. Посмотрите, что есть у цветка? ( Ответы детей.)

-А теперь Машенька хочет рассказать об этом цветке. Цветок наш зовётся «Родная семья».

«Сестра его – я.

Папа и мама у нас стебельки,

Дедуля с бабулей в семье корешки.

Цветок наш красуется в зелени луга.

Все мы в семье своей любим друг друга.»

-Посмотрите на цветок «Родная семья».

(Дети повторяют названия членов семьи.)

-Запомните, дети, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. У всех нас есть своя семья, а дома вы вместе встречаетесь.

(Высказывания детей, повторение понятия «семья».)

-Ребята, когда у нас в семьях праздник, мы любим что делать?

(Ответы детей.)

-Правильно, мы любим танцевать и веселиться. Давайте мы тоже с вами сейчас потанцуем?

(Дети танцуют с воспитателем под музыку.)

Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цель: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи. Сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот.

Игровое задание: суметь порадовать близких.

Правила: Подбирать игрушки только для придуманной ситуации. Помогать друг другу.

Материал: игрушки ( утюг, молоток, скалка, тазик, прищепки, ведро и т.д.)

-Ребята, посмотрите, а что это за предметы лежат в корзинке?

-Для чего они нужны?

-Кто пользуется этими предметами дома?

-А кто-нибудь из вас помогал дома своим близким?

-Какими предметами вы больше всего любите пользоваться, когда помогаете близким?

(Каждый ребёнок должен рассказать, какую он оказывает помощь в семье, чтобы порадовать и освободить от хлопот своих близких.)

ПЕТУШОК И ЕГО СЕМЬЯ

Программное содержание: Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи Петушка. Показать ,что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях. Воспитывать любовь к родному языку, обогащать речь словами и строками народных поэтических творений.Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

Словарная работа: образование звукоподражательных слов и звукоподражательных глаголов; образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («бородушка»); называние предметов («что это?». « кто это?»).

Предварительная работа: чтение потешек о петушке, курочке, цыплятах; заучивание потешки «Петушок», рассматривание игрушек и иллюстраций на индивидуальных занятиях с детьми.

Материал: настольный театр ( петушок, курочка, цыплята и т.д.), рисунки птиц, шапочка курочки.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает игру «Машина». Дети въезжают на машине:

Машина, машина идёт, гудит.

В машине, в машине шофёр сидит.

Би-би-би, би-би-би,

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети, машина стой!

-Ребята, мы приехали с вами на птичий двор.

(На ширме размещены картинки с изображением домашних птиц. Воспитатель подводит детей к каждой картинке).

Воспитатель: Наша курочка в окно : «Ко-ко-ко!»

Дети: Ко-ко-ко!

Воспитатель: Наша уточка с утра :»Кря-кря-кря!»

Дети: Кря-кря-кря!

Воспитатель: Вот гогочет наш гусь у пруда :»Га-га-га!»

Дети: Га-га-га!

Воспитатель: А индюк среди двора: «Бал-бал-бал!»

Дети: бал-бал-бал!

Воспитатель: А как Петя –петушок раным-рано поутру нам споёт?

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Вот он как кукарекает. Какие вы молодцы, присаживайтесь на стульчики, у меня для вас сюрприз.

(Дети садятся на стульчики вокруг стола, воспитатель в центре.)

Воспитатель: Ребята, угадайте, о ком я говорю: «Рано встаёт,

голосисто поёт, деткам спать не даёт». Кто это?

Дети: Петушок!

Воспитатель: Правильно, петушок! А как он голосисто поёт? (ответы детей)

-Ку-ка-ре-ку! Правильно. А давайте позовём Петушка к нам : «Петушок, иди к нам!» .

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, дети. Вы ведь знаете, кто я такой? А может вы стихотворение про меня знаете? Прочитаете?

Воспитатель и дети: Петушок, Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь.

Деткам спать не даёшь?

Воспитатель: Вот какой красивый папа- петушок. А он не один живёт. Кого он зовёт ?

-Он маму - курочку зовёт. Давайте поможем ему. Позовём громко : «Курочка, иди к нам! Ку-ка-ре-ку!».

Курочка: Ко-ко-ко ! Здравствуйте, дети! Здравствуй, Петя-петушок! Вы не видели, ребята, куда спрятались наши детки-цыплятки? Помогите мне их найти. Воспитатель: Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Хохолок раздувает,

Малых деток созывает: «Ко-ко-ко!»

-Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай голосок.

Через лес за реку

Покричи: «Ку-ка-ре-ку!»

-Ребята, давайте поможем Петушку и громко покукарекаем. Ку-ка-ре-ку!....

-Пи-пи-пи! Дети, слышите, кто-то пищит? Как вы думаете, кто это ?

-Правильно, цыплята. (Появляются цыплята)

-Нашлись наши цыплятки. Посмотрите , какие они….(маленькие, пушистенькие, жёлтенькие и т.д.)

-Какие у них маленькие клювики , крылышки, лапки.

-Вот какая дружная семья. Мама в этой семье кто? А папа? А детки?

-Как кричит курочка? Как поёт петушок? А как пищат цыплятки?

-А почему они пищат так громко? Да они есть хотят. А мама курочка заботливая, она очень любит своих деток. Вот она зовёт их за собой. Сейчас она своих деток накормит и они будут отдыхать. Давайте попрощаемся с семьёй петушка. -До свидания, петушок, курочка и цыплятки!

-А мы с вами немного поиграем. Хотите? Тогда давайте тоже превратимся в цыпляток. (Воспитатель одевает шапочку «курочки»)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите!

Зёрнышки ищите».

МОЙ ДОМ

Цели и задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Рассказать, что дома бывают разные. Воспитывать любовь к родному дому. Обогащать словарь детей.

Словарная работа: дом, окно, дверь, крыша, труба.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением домов; чтение сказки «Теремок», изготовление коллажей «Мой дом»..

Материал: домик, кукла Маша, картинка с изображением печки, коллажи «Мой дом»

Ход занятия:

Звучит музыка.

-Ребята, давайте поедем в путешествие на поезде? Становитесь паровозиком и в путь.

-Ой, это чей то дом . Интересно, кто в нём живёт? ?(ответы детей).

- Что нужно сделать для того, чтобы это узнать? ?(ответы детей).

-Правильно, нужно постучаться в дверь. Для чего нам нужна дверь? (ответы детей). Правильно, чтобы входить и выходить из дома. А потом что нужно обязательно сделать? ?(ответы детей).

-Правильно, поздороваться. Сейчас я постучу. (Воспитатель стучит в дверь домика. Появляется кукла Машенька Дети здороваются.)

Кукла Маша: Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Я очень рада.

Воспитатель: Мы тоже рады. Машенька, у тебя такой красивый дом. Он очень большой. Ты одна здесь живёшь?

Кукла Маша: Нет, живу я в этом доме со своей семьёй. Вам, правда, нравится наш дом?

Воспитатель: Да, твой дом очень крепкий. Ребята, посмотрите, стены домика сделаны из кирпичей. Для чего нужны стены? (ответы детей). Правильно, чтобы защитить нас от ветра, дождя, снега… А чтобы свет проходил внутрь, нужны окна. Покажите, где они? Правильно. Какие большие, Машенька, у вас окна.

Кукла Маша: Да. Я просыпаюсь с первым лучиком солнца. Он заглядывает в окошко и будит меня.

Воспитатель: Ребята, а что это такое, кто знает? (ответы детей). Правильно, это крыша. Она тоже нас спасает от дождя, снега, ветра. Эта крыша похожа на треугольник. А на крыше ещё есть труба. Где она? Правильно. Машенька, расскажи ребятам, для чего нужна труба.

Кукла Маша: Чтобы в нашем доме было тепло и можно было приготовить еду, мы топим печку дровами. (Воспитатель показывает картинку с изображением печки). Когда дрова горят, идёт дым. Этот дым выходит в трубу. А разве у вас в домах нет печки и трубы?

Воспитатель: Нет, Машенька. Мы живём в городе, в наших домах нет печек. Тепло дают нам батареи. А кушать мы готовим на газовых и электрических плитах.

Кукла Маша: Правда, я никогда не видела и не слышала про такое. Вот хоть бы одним глазком взглянуть.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы покажем Машеньке, как мы живём? Но сначала я хочу пригласить вас поиграть.

Домик крохотный висит,

А в окошке свет горит.

Соединяют кончики пальцев обеих ладоней под углом друг к другу – это крыша домика

Стенка, стенка,

Указательным пальцем дотронуться до левой и правой щеки.

Потолок,

Указательным пальцем дотронуться до лба

Два окошка,

Указательным пальцем указать на правый, а потом на левый глаз

Дверь,

Указательным пальцем указать на рот

Звонок: «Дзинь!»

Указательным пальцем дотронуться до носа

-Весёлая игра? Вам понравилось? (ответы детей). А теперь давайте покажем Машеньке, как и где мы живём.

(Воспитатель достаёт альбом с коллажами «Мой дом»). Кто хочет рассказать о своём доме? (Дети показывают свой дом, с помощью воспитателя рассказывают о нём).

Кукла Маша: Как здорово!

Воспитатель: Ребята, а давайте пригласим Машеньку и её семью к нам в гости. Мы приготовим угощение для гостей. Машенька, приедете к нам в гости?

Кукла Маша: Конечно. Обязательно приедем.

Воспитатель: А теперь мы должны возвращаться. Ребята, давайте попрощаемся с Машенькой…До свидания! Становитесь паровозиком и в путь.

Кукла Маша: До свидания!

ТЕРЕМОК

Цели и задачи: Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Формирование умений действовать по образцу и по памяти, умений раскатывать жгут («колбаску») и скатывать шарик, дифференциация понятий «вверху», «внизу», «посередине», противопоставление понятий «длинный - короткий», «длиннее – короче», формирование умений составлять короткий текст, используя несколько простых предложений (конструкции с глаголами настоящего времени, множественного числа). Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, развитие произвольного слухового внимания и восприятия, развитие связной речи. Формирование умений действовать согласно инструкции взрослого, сравнивать свои действия и их результат с действиями сверстника и радоваться чужому успеху.

Словарная работа: дом, этаж, высокий, низкий, окно, двери, крыша, труба.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением домов; чтение сказки «Теремок».

Материал: лист картона с силуэтом дома – теремка, пластилин, картинки на самоклеющейся основе с изображением животных.

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте, откуда эти слова : Я-мышка-норушка, я-лисичка-сестричка, зайчик-побегайчик, а ты кто?(ответы детей).

-Правильно. Это слова из сказки «Теремок».А что такое теремок? ?(ответы детей).

-Правильно, это домик, в котором жили зверята.

-А что произошло с домиком? ?(ответы детей).

-Жалко зверят. А мы можем им помочь? А как? Мы ведь можем слепить для них новый дом.

-Что такое – «дом»? (ответы детей).

-Правильно. В доме живут люди, звери, насекомые. В доме нам тепло и уютно. Там нас окружают родные люди, любимые вещи. -Посмотрите, что я приготовила (лист картона с силуэтом дома – теремка).

-Покажите пальчиком, где здесь крыша? (дети выполняют задание).

-Она наверху или внизу? (ответы детей).

-Зачем нужна крыша дому? (ответы детей).

-Чтобы сделать крышу, возьмём кусочек пластилина, раскатаем ее в своих ручках. Получится длинная колбаска. Ее нужно наложить на линию, с помощью которой нарисована крыша. (Дети по желанию выполняют инструкцию.)

-Еще у дома есть стены. Зачем они нужны? (ответы детей).

- Давайте скатаем длинную колбаску из пластилина и обведем ею стены дома. Какой цвет вы для этого выберете? Хорошо. (Дети по желанию выполняют инструкцию.)

-За стенами дома – комнаты. Какие комнаты есть в вашем доме? Что там делают люди? (ответы детей).

-А что там будут делать наши зверята? (ответы детей).Может мы научим их нашей игре?

-А какую игру мы с вами знаем о домике? Давайте поиграем?

Домик крохотный висит,

А в окошке свет горит.

Соединяют кончики пальцев обеих ладоней под углом друг к другу – это крыша домика

Стенка, стенка,

Указательным пальцем дотронуться до левой и правой щеки.

Потолок,

Указательным пальцем дотронуться до лба

Два окошка,

Указательным пальцем указать на правый, а потом на левый глаз

Дверь,

Указательным пальцем указать на рот

Звонок: «Дзинь!»

Указательным пальцем дотронуться до носа

-Но чтобы зверята могли в теремке играть, его нам надо доделать, нам надо сделать окна. Давайте скатаем длинную колбаску из пластилина и обведем ею окошко.(Дети по желанию выполняют инструкцию.)

-Для чего нам нужны окна?

-Ещё в доме есть …дверь, правильно. Давайте скатаем длинную колбаску из пластилина и обведем ею дверь. (Дети по желанию выполняют инструкцию.)

-Что ещё у нас осталось? Труба. А для чего она нужна в доме? (ответы детей).

-Правильно, чтобы из печки выходил дым. Печка нужна, чтобы можно было приготовить еду, чтобы в доме было тепло. Кто видел, как топится печка? (ответы детей).

-Давайте скатаем длинную колбаску из пластилина и обведем ею трубу. (Дети по желанию выполняют инструкцию.)

-Теперь скатаем много шариков и заполним ими крышу и стены дома, чтобы дом перестал быть прозрачным.

-Вот и готов теремок. Кто в нём будет жить? (Ответы детей. Воспитатель приклеивает рядом с домом силуэты зверят).

-И медведь теперь сможет тоже жить в теремке. Зверята будут весело жить вместе.

ДОМИК ДЛЯ ЗВЕРЮШЕК

Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь сказочным героям.

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением домов; чтение сказки «Теремок».

Словарная работа: дом, окно, дверь, стены, крыша, труба, деревья, птички, зверюшки, солнышко, тучка, капли дождя, мост, речка.

Материалы: По количеству детей - настольный строительный материал: пластмассовый или деревянный набор, «дощечки» для мостика, на ковролине – деревья, птички, зверюшки, солнышко, тучка, капли дождя.

Ход занятия.

Воспитатель: Все садитесь рядком

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

- Стоит в поле теремок(вместе):

Он не низок, ни высок

- Теремок развалился, ребята, посмотрите: его сломали. А давайте мы вместе построим домик: вы мне подавайте детали, а я соберу теремок.

(Совместная работа)

-Ребята, вот он - домик. Из чего мы его построили? (ответы детей.)

-Из каких частей состоит дом? (Стены, крыша, окно, дверь)

-А кто жил в теремочке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-попрыгайчик, Лисичка-сестричка, Волк-серый бочок)

-А кто развалил теремок?(Мишка-косолапый)

-Ребята, Мишка-косолапый совсем не хотел разрушать дом – он просто не влез. Почему не смог он влезть? ( Он большой)

-А домик этот какой? (Маленький)

-А куда разбежались все зверюшки? (В лес)

- А давайте пойдём в лес и отыщем зверюшек.

- Ой – а здесь – речка! Чтобы попасть в лес, нам нужно перебраться через речку . А для этого мы построим мостик. Из чего мы будем строить мостик?(Раскладывание кирпичиков)

- Через мостик перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес мы пойдём,

И зверят мы там найдём!

- Вот теперь мы пойдём дальше

По ровненькой дорожке,

(Ходьба с высоким подниманием колен)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

(Шагом)

Шагают наши ножки,

Через лужу – прыг.

(Перепрыгивание)

Через лужу – прыг.

Через ямку – скок.

(Перепрыгивание)

Через ямку – скок.

Бух – упали!

(Сели на ковер)

Куда же мы попали?

Шли мы, шли –

И в лес пришли

(Обратить внимание на ковролин)

- Посмотрите, что растёт в лесу? (деревья, ёлочки)

-А что так ярко светит? (Солнышко)

- Вот они – наши зверюшки (на ковролине). Мы их нашли.

-Поздоровайтесь, ребята. (Здравствуйте, зверюшки)

- А вот и тучи, и дождик пошёл. (Рисование на ковролине – Д/И «Дождик»)

-Чтобы наши зверюшки не промокли, мы построили им жилище, где они будут жить. Давайте пригласим их. (Дети вместе с воспитателем приглашают зверят в новый дом. Звери благодарят ребят за подарок и угощают их конфеткми).

НАШ ДОМ – ДЕТСКИЙ САД

Цель: Поддерживать интерес к жизни в детском саду. Воспитывать чувство хозяина, уважение к сотрудникам детского сада и доброжелательное отношение к сверстникам. Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением детского сада; экскурсии по детскому саду. Словарная работа: детский сад, семья, друг, друзья, дружная, игрушки, книги, игры, паруса, парусник, корабль, страна, плаванье.

Оборудование. Кукла – Чебурашка, игрушки – мяч, юла, плюшевый мишка, фотографии сотрудников детского сада.

Ход занятия.

-Ребята, к нам в гости пришел Чебурашка. Мы с ним уже знакомы. Он знает, как вас зовут и с кем вы живете, то есть о вашей семье. В семье все взрослые работают, чтобы зарабатывать деньги. Расскажите, Чебурашке, где вы бываете, когда мама и папа работают? ( Ответы детей)
-Каждый день вы приходите в детский сад. Знаете, почему его так назвали? Как в саду вырастают большие деревья, так и в детском саду вы из совсем маленьких, вырастаете в больших и умных детей.
Чебурашка: Дети, вам нравиться ходить в детский сад? Почему? (Ответы детей)
- Да, я вижу у вас много игрушек, книг, вы играете в интересные игры, делайте много полезных дел. Вы в детском саду тоже как одна большая семья. Я хочу, чтобы вы мне помогли доделать одно моё дело. Никак мне самому не справиться. (Достаёт незаконченную картину с изображением парусника.)

-Вот видите, это парусник, но я не успел приклеить паруса.

Воспитатель: Ничего страшного, мы поможем тебе. Ребята, давайте приклеим паруса? (Дети приклеивают паруса с помощью взрослого.)

-Какая красота! Так радостно, что танцевать хочется!

Физкультминутка.
Встаньте, дети, встаньте в круг.
Встаньте в круг – 2 р.
Ты мой друг, и я твой друг
Добрый верный друг
Никогда мы не ворчим
Не кричим, не пищим
Смело ножками стучим
Нашей дружбой дорожим.

Чебурашка: Весело пляшете.. А знаете как я хотел его назвать? «Наша дружная семья»! Я даже приготовил ваши фотографии.

Воспитатель: А для чего тебе нужны наши фотографии?

Чебурашка: Мы прикрепим их на паруса и наш парусник под названьем «Наша дружная семья» поплывёт в страну знаний.

Воспитатель: Какой ты сообразительный, Чебурашка! Давайте побыстрее подготовим наш парусник в далёкое плаванье в страну знаний. (Воспитатель вместе с детьми прикрепляют фотографии на паруса.)

Чебурашка: Вот теперь наш парусник готов!
Воспитатель: Теперь мы быстро плыть по стране знаний, многому учиться, многое узнавать.

Чебурашка: А мне , к сожалению, уже пора. До свидания, ребята!

Воспитатель: До свидания, Чебурашка!
Просмотров: 1403 / Дата: 05.05.2024
Комментариев 0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: