Конспект занятия на тему: "Посуда" в подготовительной группе
Конспект занятия
в форме специально организованного обучения по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Познание».
Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация»
• упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• формирование навыка образования качественных прилагательных
• продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными.
2) Образовательная область «Познание»
• познакомить с понятиями «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.?
3) Образовательная область «Безопасность»
• приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.
1. Коррекционно-развивающие задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация»
• совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;
• развивать фонематическое восприятие.
2) Образовательная область «Здоровье»
• продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;
• совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
3) Образовательная область «Социализация»
• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
4) Образовательная область «Физическая культура»
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
2. Коррекционно-воспитательные задачи:
1) Образовательная область «Социализация»
• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;
• воспитывать навыки культуры поведения.
Словарная работа:
номинативный словарь: части посуды
Индивидуальная работа:
Автоматизация шипящих звуков у Ани.
Автоматизация сонорных звуков у Андрея.
Развитие речевой активности у Данила.
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный:
картинки с изображением предметов посуды с недостающими частями;
картинки с изображением предметов посуды;
натуральные предметы посуды;
игрушки (Федора, мяч) ;
мольберт;
-ноутбук, слайды «Посуда».
2. Раздаточный:
картинки для дорисовавания частей посуды;
карандаши.
Предшествующая работа:
чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»
Методические приемы.
1. Наглядные:
предметные картинки «Посуда»;
предметные картинки с изображением посуды с недостающими частями;
ноутбук.
2. Словесные:
художественное слово.
3. Практические:
игра «Помощники»;
игра «Что есть у … »;
игра «Образуй слово»;
игра «Назови ласково»;
игра «Сосчитай-ка»;
рисование частей посуды «Почини Федорину посуду»
4. Презентация: «Посуда».
5. Игровые: сюрпризный момент- проблемная ситуация.
Ход занятия
в форме специально организованного обучения.
I. Вводная часть
Организационный момент.
Логопед: Ребята, ко мне пришла Федора. У нее горе. От нее опять хочет убежать посуда, но не оттого, что она ее не мыла, а потому, что она совсем про нее ничего не знает. Поможем ей? (Дети: да, поможем)
II. Основная часть
1. Игра «Помощники» - развитие фонематического восприятия.
Логопед: Вы будете моими помощниками. Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)
- Помощники, руки вверх! - Руки в стороны! - Помощники, руки в стороны! - Руки вперед! - Помощники, руки вниз! - Руки на пояс! - Помощники, руки на пояс!
Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Федоре.
2. Активизация номинативного словаря
Игра «Что есть у… »
Логопед: Посмотрите, ребята, на столе стоит посуда. Расскажем Федоре какие есть части у каждого предмета посуды. Но помните, с посудой нужно обращаться осторожно, иначе вы можете ею пораниться. (Дети называют части посуды, стоящие на столе)
Кастрюля: крышка, дно, стенки, ручки;
Вилка: ручка, зубчики;
Чайник: дно, крышка, ручка, носик, крышка;
Кувшин: дно, стенки, горлышко, носик;
Кружка: стенки, дно, ручка.
Логопед: Замечательно, а что вы сейчас называли? (Дети: части посуды)
3. Образование качественных прилагательных
Игра «Образуй слово»
Логопед: Дети, Федора совсем не знает из чего же сделана посуда. (показ слайдов на ноутбуке).
Если посуда сделана из стекла, она какая? (Дети: стеклянная)
Посуда из хрусталя? (Дети: хрустальная)
Посуда из пластмассы? (Дети: пластмассовая)
Посуда из металла? (Дети: металлическая)
Посуда из глины? (Дети: глиняная)
Посуда из дерева? (Дети: деревянная)
Логопед: Здорово, теперь Федора знает что из чего сделано.
4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Наша Федора проголодалась, и мы сварим ей кашу.
Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке- в чашку,
Жучке- в плошку,
А коту- В большую ложку,
В миску- курицам, цыплятам,
И в корытце- поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Все до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Назови ласково»
Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)
Чашка- (Дети: чашечка)
Тарелка- (Дети: тарелочка)
Ложка- (Дети: ложечка)
Вилка- (Дети: вилочка)
Кувшин- (Дети: кувшинчик)
Миска- (Дети: мисочка)
Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием
6. Согласование существительных с числительными
Игра «Сосчитай-ка».
Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? (Дети: да, научим.) Показ слайдов на ноутбуке. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)
Кастрюля- (Дети: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль) ;
Стакан- (Дети: один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов) ;
Ложка- (Дети: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек) ;
Вилка- (Дети: Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок) .
Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить
7. Физминутка «Пузатый чайник»
Вот какой пузатый чайник!
И на кухне он- начальник!
Воду кипятит, крышечкой стучит!
Пых-пых-пых! Водичка дышит.
Кипяточек паром пышет!
Пых-пых пышет, пых-пых пышет,
Ждет, когда его услышат!
(Дети надувают щеки, чередуют соответствующие словам движения рук, совершают пружинящие движения ногами)
8. Рисование частей посуды «Почини Федорину посуду».
Логопед: Ребята, Федоре нужно починить посуду, она сама не может справиться. Вам нужно дорисовать недостающие части посуды. (Дети дорисовывают части посуды)
Логопед: Какие вы смышленые ребята!
III. Итог.
Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились? » (Дети отвечают)
Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Аня была очень внимательна. Илюша справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Данил старался быть активным. Умницы!
в форме специально организованного обучения по лексической теме «Посуда» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура», «Познание».
Цель занятия: расширение и активизация словаря по теме
Коррекционно-образовательные задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация»
• упражнять в навыках практического образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
• формирование навыка образования качественных прилагательных
• продолжать формировать навыки согласования существительных с числительными.
2) Образовательная область «Познание»
• познакомить с понятиями «чайная», «столовая», «кухонная» посуда.?
3) Образовательная область «Безопасность»
• приобщать к правилам безопасного для человека поведения в окружающем мире.
1. Коррекционно-развивающие задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация»
• совершенствовать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память, тактильную чувствительность;
• развивать фонематическое восприятие.
2) Образовательная область «Здоровье»
• продолжить совершенствовать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление детей, развивать общую и мелкую моторику;
• совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
3) Образовательная область «Социализация»
• совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности
4) Образовательная область «Физическая культура»
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей.
2. Коррекционно-воспитательные задачи:
1) Образовательная область «Социализация»
• воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения;
• воспитывать навыки культуры поведения.
Словарная работа:
номинативный словарь: части посуды
Индивидуальная работа:
Автоматизация шипящих звуков у Ани.
Автоматизация сонорных звуков у Андрея.
Развитие речевой активности у Данила.
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный:
картинки с изображением предметов посуды с недостающими частями;
картинки с изображением предметов посуды;
натуральные предметы посуды;
игрушки (Федора, мяч) ;
мольберт;
-ноутбук, слайды «Посуда».
2. Раздаточный:
картинки для дорисовавания частей посуды;
карандаши.
Предшествующая работа:
чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»
Методические приемы.
1. Наглядные:
предметные картинки «Посуда»;
предметные картинки с изображением посуды с недостающими частями;
ноутбук.
2. Словесные:
художественное слово.
3. Практические:
игра «Помощники»;
игра «Что есть у … »;
игра «Образуй слово»;
игра «Назови ласково»;
игра «Сосчитай-ка»;
рисование частей посуды «Почини Федорину посуду»
4. Презентация: «Посуда».
5. Игровые: сюрпризный момент- проблемная ситуация.
Ход занятия
в форме специально организованного обучения.
I. Вводная часть
Организационный момент.
Логопед: Ребята, ко мне пришла Федора. У нее горе. От нее опять хочет убежать посуда, но не оттого, что она ее не мыла, а потому, что она совсем про нее ничего не знает. Поможем ей? (Дети: да, поможем)
II. Основная часть
1. Игра «Помощники» - развитие фонематического восприятия.
Логопед: Вы будете моими помощниками. Слушайте внимательно, если услышите слово «помощники», то выполняйте действия, которые я произнесу. (Дети выполняют действия речевую инструкцию логопеда только при слове «помощники»)
- Помощники, руки вверх! - Руки в стороны! - Помощники, руки в стороны! - Руки вперед! - Помощники, руки вниз! - Руки на пояс! - Помощники, руки на пояс!
Логопед: Молодцы, ребята! Вы такие внимательные, а значит мы точно сможем помочь Федоре.
2. Активизация номинативного словаря
Игра «Что есть у… »
Логопед: Посмотрите, ребята, на столе стоит посуда. Расскажем Федоре какие есть части у каждого предмета посуды. Но помните, с посудой нужно обращаться осторожно, иначе вы можете ею пораниться. (Дети называют части посуды, стоящие на столе)
Кастрюля: крышка, дно, стенки, ручки;
Вилка: ручка, зубчики;
Чайник: дно, крышка, ручка, носик, крышка;
Кувшин: дно, стенки, горлышко, носик;
Кружка: стенки, дно, ручка.
Логопед: Замечательно, а что вы сейчас называли? (Дети: части посуды)
3. Образование качественных прилагательных
Игра «Образуй слово»
Логопед: Дети, Федора совсем не знает из чего же сделана посуда. (показ слайдов на ноутбуке).
Если посуда сделана из стекла, она какая? (Дети: стеклянная)
Посуда из хрусталя? (Дети: хрустальная)
Посуда из пластмассы? (Дети: пластмассовая)
Посуда из металла? (Дети: металлическая)
Посуда из глины? (Дети: глиняная)
Посуда из дерева? (Дети: деревянная)
Логопед: Здорово, теперь Федора знает что из чего сделано.
4. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
Наша Федора проголодалась, и мы сварим ей кашу.
Маша каши наварила,
(указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила.
(руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке- в чашку,
Жучке- в плошку,
А коту- В большую ложку,
В миску- курицам, цыплятам,
И в корытце- поросятам.
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,
(разжимают кулачок)
Все до крошки раздала.
(сдувают «крошки» с ладошки)
5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Игра «Назови ласково»
Логопед: Ребята, а знаете, что я думаю, если мы научим Федору называть посуду ласково, то она никогда не сбежит от нее. (Логопед бросает мяч каждому по очереди и называет слово, а дети отвечают ласково, бросая его назад)
Чашка- (Дети: чашечка)
Тарелка- (Дети: тарелочка)
Ложка- (Дети: ложечка)
Вилка- (Дети: вилочка)
Кувшин- (Дети: кувшинчик)
Миска- (Дети: мисочка)
Логопед: Молодцы, ребята, отлично справились с заданием
6. Согласование существительных с числительными
Игра «Сосчитай-ка».
Логопед: Ребята, Федора просит, чтобы мы ее научили считать. Научим Федору? (Дети: да, научим.) Показ слайдов на ноутбуке. (Дети считают предметы посуды от одного до пяти)
Кастрюля- (Дети: одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль) ;
Стакан- (Дети: один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов) ;
Ложка- (Дети: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек) ;
Вилка- (Дети: Одна вилка, две вилки, три вилки, четыре вилки, пять вилок) .
Логопед: Умницы, вы и с этим заданием справились, пора и чай попить
7. Физминутка «Пузатый чайник»
Вот какой пузатый чайник!
И на кухне он- начальник!
Воду кипятит, крышечкой стучит!
Пых-пых-пых! Водичка дышит.
Кипяточек паром пышет!
Пых-пых пышет, пых-пых пышет,
Ждет, когда его услышат!
(Дети надувают щеки, чередуют соответствующие словам движения рук, совершают пружинящие движения ногами)
8. Рисование частей посуды «Почини Федорину посуду».
Логопед: Ребята, Федоре нужно починить посуду, она сама не может справиться. Вам нужно дорисовать недостающие части посуды. (Дети дорисовывают части посуды)
Логопед: Какие вы смышленые ребята!
III. Итог.
Логопед: Ребята, какие задания, игры вам понравились? » (Дети отвечают)
Логопед: Вы сегодня отлично занимались! Аня была очень внимательна. Илюша справился со всеми заданиями и помогал своим друзьям. Данил старался быть активным. Умницы!
Просмотров: 4492 / Дата: 05.05.2024
Комментариев 0