В помощь дошкольным работникам
Main » 2015 » Январь » 8 » Конспект занятия на тему: "Музыкальные инструменты" в младшей группе

Конспект занятия на тему: "Музыкальные инструменты" в младшей группе

Цикл занятий «Русские народные музыкальные инструменты»

Занятие 1. «Ударные инструменты».

Цели и задачи:

• накопление слухового восприятия;

• развитие образно-эмоционального восприятия;

• знакомство с народными ударными инструментами,

• знакомство с художественно-выразительными особенностями народных инструментов;

• приобщение детей к игре на русских народных инструментах;

• обогащение словарного запаса ребенка.

Музыкальный репертуар: пьеса П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»; Г. Свиридов. «Звонили звоны» из «Детского альбома».

Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, шаркунок, маракасы, бубенцы, колокольчики) .

Ход занятия: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся c

музыкальными инструментами. Инструменты эти придумал народ, поэтому называются они народные. Какие русские народные инструменты вы знаете?

Дети: Балалайка, ложки, бубен, трещотка.

Педагог: Молодцы! Народные инструменты можно разделить на четыре группы: ударные, духовые, струнные, клавишно-пневматические. Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни, и в трудовые будни, и в праздники. Удивительные голоса русских народных инструментов помогали людям жить. Талантливые народные умельцы в каждом инструменте отражали традиции своей деревни, местности, края, своей Родины.

А сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир народных музыкальных инструментов, а вот каких именно вам придется догадаться самим.

Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, ударять ногой по полу, ударять ладошкой по ладошке, затем ударять в бубен, ударять в барабан.

Педагог задает детям вопросы:

- На каких инструментах играли?

- Каким способом?

- Что делали ладошкой, барабанной палочкой, чтобы получился звук?

Затем уточняет: звук возникает от удара – это от слова ударять – «ударный звук», возникло название – ударный инструмент. Значит ударные инструменты те, в которые ударяют ладошкой, молоточком, друг о друга и т. д.

Педагог: А теперь посмотрим на эти инструменты и по звуку попробуем определить название каждого инструмента. Дети исследуют инструменты, а затем подбирают слова, характеризующие звучание нового для них музыкального инструмента. Например, шаркунок: греметь, стучать, шуршать, шаркать – отсюда шаркунок! Этот необычный инструмент, иногда называют еще народной погремушкой. А почему?

Дети: Он гремит, внутри мелкие камушки или мелкие зернышки.

Педагог: Давайте попробуем поговорить о способах игры на этом инструменте. Звук извлекается ударом или встряхиванием (показывает). Сделан шаркунок из бересты, коры березы. Встряхивая шаркунок, мы получаем шуршащий, шаркающий звук. Звук можно сделать более глухим, прижав большой и указательный пальцы руки к боковым сторонам корпуса.

Педагог играет на шаркунках и поет:

Инструменты шаркунки,

Расшумелись удальцы:

Шарк, шарк, шаркунок,

Поиграй, повеселей, дружок.

Затем предлагает детям взять шаркунки. Дети играют на шаркунках, а музыкальный руководитель аккомпанирует им на аккордеоне.

Педагог предлагает выбрать инструменты сходные с шаркунком. Дети выбирают погремушки, маракасы и объясняют их сходство.

После этого музыкальный руководитель открывает на магнитной доске табличку с изображением этого инструмента.

Педагог (показывает другой инструмент - бубенцы) : Название этого звонкого инструмента вы наверняка знаете. Правильно, это бубенцы.

Педагог предлагает взять детям бубенцы, встряхнуть и легонько ударить бубенцами по ладони, чтобы они зазвучали.

Педагог поет, а дети аккомпанируют на бубенцах, ударяя по ладони и другим частям тела, встряхивая и комбинируя и тот и другой приемы:

Цынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились, сорванцы.

Цец, бец, цер-берец,

Поиграй нам, молодец.

Педагог: А сейчас давайте рассмотрим, как устроены бубенцы (дети рассматривают разные бубенцы). Вы видите, что инструмент неправильной формы. На нем есть металлические, маленькие бубенчики, внутри которых свободно перекатываются маленькие металлические предметы. Бубенцы прикреплены к кольцу из кожи, закрепленному к деревянной рукоятке. Этот инструмент имитирует звон колокольчиков русской тройки.

Педагог: А сейчас давайте выберем инструмент, который по звучанию похож на бубенцы (дети выбирают колокольчик и называют его) .

Верно, это простейший ударный инструмент, и называется он валдайский, потому что появился у людей, живущих у озера Валдай. А скажите, почему он звенит? (Дети отвечают: у колокольчика есть язычок, который при покачивании ударяется о стенки) .

Теперь вопрос по труднее: одинаковый ли голос у колокольчиков разной величины? (Педагог достает еще один колокольчик другого размера и играет на нем. Дети отвечают, а педагог уточняет, от чего зависит высота и тембр звука.)

Дети берут колокольчики, рассматривают их и играют на них, используя разные приемы звукоизвлечения (прикасаются металлической палочкой к краю инструмента, встряхивают) .

Педагог: Я продолжаю свой рассказ. И колокольчики, и бубенчики живут в обиходе людей с древних времен. Выгоняет пастух стадо рано утром – а у каждой буренки на шее висит колокольчик, с его высоким звоном она не потеряется в лесу – пастух ее обязательно найдет. Запрягают лошадь, чтобы отправиться в дорогу – а под дугой висит колокольчик, звенит-заливается. Вот послушайте, как композитор передал в музыке его веселое звучание (включается аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «На тройке» из альбома «Времена года»)

Услышали звучание колокольчиков? Хотите им подыграть? (Дети берут инструменты, и идет повторное прослушивание с подыгрыванием на колокольчиках и бубенцах) .

Педагог: я заканчиваю свой рассказ, но вы знаете, дети, на самом деле у колокольчиков и бубенчиков еще есть много различных применений. Советую вам поговорить об этом дома, расспросить у родителей, что они знают об этих удивительных музыкальных инструментах. Нарисуйте, пожалуйста, то что вы узнаете, а на следующем занятии мы продолжим этот разговор.

Занятие 3.

Цель: продолжать знакомить детей с группой русских народных ударных инструментов. Описать строение, способы игры, характер звучания рубели, трещоток, копытцев.

Оборудование: музыкальные инструменты (рубель, трещотки, копытца, ложки, шаркунки, бубен) .

Ход занятия:

Педагог: Сегодня мы с вами продолжим говорить об ударных народных инструментах, и я предлагаю рассмотреть инструменты, которые находятся на столе. Назовите и покажите инструменты, которые вам знакомы.

Дети называют и показывают: ложки, трещотку, шаркунок, бубенцы, бубен.

Педагог показывает инструмент копытца и предлагает поиграть на нем, затем спрашивает на что похоже его звучание, если дети не догадываются, педагог поет, аккомпанируя себе на копытцах:

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Белый конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

И красив он, и силен.

Дети: На цоканье копыт лошади.

Педагог: Этот инструмент копытцами зовется, и звучание инструмента имитирует перестук лошадиных копыт. Детям предлагается сыграть на копытцах, используются разные палочки для игры. Звучит музыкальная импровизация.

А вот еще один ударный инструмент, педагог показывает рубель. Дети рассматривают инструмент, по внешнему виду инструмента пытаются отгадать его название.

Дети: Деревянный, ребристый, на одной стороне вырезаны рубчики.

Педагог: Этот инструмент называется рубель, как вы правильно заметили, на одной стороне вырезаны рубчики.

С помощью этого предмета, когда еще не изобрели утюг, хозяйки гладили белье, которое наматывали на круглую палочку. Если провести деревянной палочкой по ребристой поверхности рубели, то образуется высокий. Трескучий звук.

Послушайте, какое звучание, у этого инструмента. Закройте глаза и попытайтесь отгадать, на чей голос похож звук рубели.

Педагог имитирует на рубели голоса разных животных и птиц (утки, лошадки, лягушки, сороки, тиканье часов. Дети отгадывают. Затем берут рубели и, используя различные приемы игры на них, проводя палочкой, кончиком или задействовав большую ее часть по разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой – имитируют голоса утки, поросенка, дятла, перестук лошадиных копыт, лягушки, ход часов (удары по обратной стороне инструмента) .

Педагог показывает, как при игре на рубели глиссандирующие удары можно сочетать с ударами палочкой по обратной стороне.

«Действительно, ребята, из обыкновенной гладильной доски получился чудесный инструмент, так выразительно передающий голоса окружающего нас мира природы».

Затем педагог показывает детям рыкалку (разновидность рубели). Детям предлагается сравнить два инструмента рубель и рыкалку. Дети находят сходства и различия. Педагог показывает способы игры на рыкалке.

Ребята, посмотрите, какой инструмент мы еще с вами не рассматривали, вы его наверняка знаете. Правильно, это трещотка. А почему он так называется?

Дети: Потому, что она трещит.

Педагог: Верно, иногда трещотку трескотухой называют. Почему?

Дети: Потому что она громко и резко трещит.

Педагог поет и аккомпанирует себе на трещотке:

Треско, треско, трескотуха

Протрещала прямо в ухо:

Раз, два, раз. два, три –

Мне, дружочек, помоги.

На трещотке можно играть, резко сжимая и разжимая пластины или совершая плавные, волнообразные движения руками.

(Дети по желанию импровизируют на трещотке) .

Педагог обращает внимание детей на то, что есть еще одна трещотка, только форма у нее необычная. На что похож инструмент?

Дети: На флаг.

Да, поэтому этот инструмент называется трещотка-флажок. Но у него есть еще одно название, и вы его сразу отгадаете. Деревянная рамка трещотки движется (педагог показывает… Как?

Дети: По кругу.

Правильно. Поэтому инструмент называется круговая трещотка.
Просмотров: 3819 / Дата: 05.05.2024
Комментариев 0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: